БЕСПЛАТНЫЙ ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ РОСМИГРАНТ 8(800)550-32-03
  1. Медиа
  2. Новости
  3. Дети-мигранты в школах России

Дети-мигранты в школах России

Октябрь 5, 2021

Организация равных образовательных условий – это то, за что радеет Министерство просвещения. Но есть группа ребят, для которых равные условия – это на данный момент недосягаемая мечта. Поговорим о детях-мигрантах.

Когда в классе 1-2-3 ребенка, которые недостаточно хорошо говорят на русском языке (по той причине, что русский язык не является для ребят родным), многие считают риском то, что весь класс «съедет» по успеваемости. Так ли это?

Кто они?

Дети-мигранты – это те ребята, которые приезжают в Россию чаще всего вместе с родителями из самых разных стран: Средней Азии, Ближнего Востока, Европы. Также это дети трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья (Украина, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия и др.).

Актуальная проблема

В современной системе образования одной из самых актуальных проблем является образование детей-мигрантов. Ребята сталкиваются с рядом трудностей, которые вынуждены решать самостоятельно, поскольку родители заняты работой:

  • Трудности приема в школу (все происходит через портал Госуслуг, а гражданства и регистрации может и не быть),
  • Социальная защищенность,
  • Отсутствие рабочего места дома, компьютера для обучения (кстати во время обучения с применением дистанционных технологий у ребят единственным средством обучения был телефон),
  • Обучение ведется на неродном русском языке.

Школы, где учатся дети-мигранты

У нас нет точных статистических данных, ориентируемся только на личные данные и комментарии наших подписчиков. Но получается, что мигранты учатся чаще всего в школах с низкими образовательными результатами. В таких школах часто не хватает специалистов, а также много ребят учатся из семей с трудным социальным положением. Можно ждать от школ с таким контингентом высоких образовательных результатов? Разве могут быть в них организованы курсы по изучению русского языка как иностранного? В рамках внеурочной деятельности, возможно, да. Но где найти специалистов? Сначала нужно их подготовить.

Такой тяжелый русский язык

В российских школах обучение ведется на русском языке. Но самой главной проблемой является незнание русского языка. Несколько раз в практике были случаи, когда в школу зачислялись ребята, которые по возрасту должны идти, например, в 7 класс, но проверить знания не представлялось возможным, так как ни сами дети, ни их родители не знали русского языка, а потому и зачисляли их в класс не по возрасту.

Учителя: «Как снег на голову»

Большинство учителей также не готовы работать с неговорящим по-русски школьником. Не потому, конечно, что им «просто не нравится». Дело в том, что у них нет знания приемов работы с ними, а в самой школе нет ни учебников, ни пособий по работе с детьми-мигрантами. Получается, что для детей-мигрантов на данный момент невозможно создать равные образовательные условия.

А есть ли плюсы?

Можем назвать несколько:

  • Диалог культур. Дети все равно взаимодействуют друг с другом.
  • Вот она, толерантность и мультикультурность в действии! Формирование «принимающей культуры».
  • Возможность разработки языковых занятий в рамках внеурочной деятельности или допобразования. Именно от степени владения языком зависит и успешность обучения.
  • Возможность для школ стать площадкой по обучению и воспитанию детей, имеющих языковые трудности.
  • Развитие сети социальных партнеров, которые могут подключаться к обучению детей русскому языку.

Нельзя сваливать все на плечи учителей. Эту задачу нужно решать системно.


Источник:https://zen.yandex.ru/

фото cmsny.org